Сочетание консервативности и изменчивости

Сочетание консервативности и изменчивости лежит в природе вещей, особенно сложных. Экономику и тем более общество не отнесешь к простым образованиям. В них легко найти множество мелких и крупных примеров такого сочетания, как удачного, так и неудачного.

Фундаментальный пример: явление, которое в научной и учебной литературе по экономике публичного сектора получило название «эгалитаризм Тобина». Суть явления, открытого Дж. Тобином, заключается в следующем. Извечная философская и экономическая проблема состоит в справедливом делении имеющихся у общества благ. Обычно сравниваются два способа распределять: всем поровну и пропорционально участию в добывании благ. И тот и другой способы имеют много нюансов. Поскольку люди имеют разные вкусы, не так просто распределить блага именно поровну. Реализация второго способа выходит на такие глубинные вещи, как персональные и коллективные усилия, учет роли родителей (наследство и пр.). Сторонники первого способа считают, что все таланты от Бога и нет заслуги человека в том, что он способен производить больше других. Сторонники же второго способа выделяют вопрос заинтересованности. Если всем давать поровну, то нет стимула трудиться и количество благ в обществе будет малым. (Наиболее тонко эту проблему исследовал Роулс в 1971 г.) Дж. Тобин проанализировал конкретную ситуацию, когда часть благ в рамках некоторой нормы распределяется всем поровну, а блага сверх нормы распределяются рыночным способом, т.е. в соответствии с балансом спроса и предложения — двухступенчатый способ распределения.

Так, бесплатное образование и здравоохранение в том или ином виде существуют практически во всех странах мира. Однако если человек хочет получить более качественное образование или медицинскую помощь, то он должен покупать эти услуги на рынке. Налицо расслоение предприятий, предоставляющих услуги типа образования и здравоохранения, что является характерным примером двухслойной экономики, поскольку здесь не просто два различных экономических механизма, а два взгляда на понятие справедливости распределения благ.

Добавить комментарий