Зарождение экономического инструментария

Выразители экономических знаний древнего мира — философы и правители рабовладельческих государств — стремились идеализировать и сохранить рабовладение и натуральное хозяйство.

Доказательства идеологов древнего мира преимущественно основывались на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против свободного функционирования денежного и торгового капитала.

Источники экономических знаний Древнего Востока:

  • Вавилон — Свод законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) уделяет особое внимание частной собственности. Он дает возможность сделать вывод о развитии товарно-денежных отношений в Вавилонии;
  • Китай — Конфуций (Кун-цзы) (551-479 гг. до н. э.) заложил основы учения, оказавшего влияние на выбор гуманной системы налогов и повинностей;
  • Индия — трактат «Артхашастра» (буквально — «наука о пользе, о практической жизни»), собрание наставлений по вопросам управления государством. Этот трактат — источник сведений об общественных отношениях, инструментарии экономики его времени, политических институтах Древней Индии. Автором трактата считается Каутилья (IV в. до н.э.), древнеиндийский государственный деятель.

В соответствии с этими источниками для азиатского способа производства характерны: чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли; ведущая роль в экономике отводится собственности государства; неприкосновенность частной собственности.

Экономические знания и инструментарий Древней Греции:

  • Ксенофонт (430-354 гг. до н. э.) — в трактате «О домашнем хозяйстве» дал характеристику инструментария разделения труда (на умственный и физический), товара как обладающего полезными свойствами (потребительная стоимость) и его способностям обмена на другой товар (меновая стоимость);
  • Платон (428-347 гг. до н. э.) — в книге «Государство» создал теорию идеального общественного устройства, основанного на справедливости (каждый занимается тем, к чему более приспособлен), проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей;
  • Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — в книге «Политика» предложил экономическое учение, основанное на предпосылке, что рабство — явление естественное и всегда должно быть основой производства; одобрял экономическую деятельность и порицал хрематистику; считал, что деньги выступают в роли соизмерителя при обмене и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету), что деньги стали «всеобщим средством обмена» в результате соглашения; государство важнее семьи и отдельной личности.

Добавить комментарий